15. Вид глагола
- разряды местоимений
- как они изменяются
- как местоимения употребляются в речи
![]() |
Как ты думаешь, каким было декоративно-прикладное творчество коми? Прочитай текст. Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живёт трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная обработка дерева и берёсты, узорное ткачество, вязание, обработка меха и кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой.
![]() Берёста (сюмöд), легкий, красивый, легко поддающийся обработке материал, был неизменным в создании бытовых вещей, особенно различного рода сосудов. Украшение берестяных туесов коми довольно просто: декоративную роль играли верхний и нижний венчики цилиндра, а также боковой шов. Применяли и теснение на бересте. Тот или иной орнамент вырезали на костяном или металлическом штампе, а затем выбивали этим штампом узор – орнаментированные полосы из однообразных фигур — на берёсте. ![]() Другой вид обработки бересты плетение. В быту коми широкое распространение имели заплечная сумка – пестерь, наплечная сумка – пещерка, плетёный сосуд – куд, солонки, которым придавались формы бутылки, водоплавающей птицы, животного на ножках и т.д. |
![]() |
Глаголы несовершенного вида обозначают действие длительное, постоянное или повторяющееся и отвечают на вопрос что делать?: рисовать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, доведённое до результата или какого-нибудь предела и отвечают на вопрос что сделать?: нарисовать. |
![]() |
Прочитай текст и выполни задания. Обработка меха получила наибольшее развитие у северной группы коми – ижемцев. Коми-оленеводы применяли шкуры оленей не только для изготовления одежды и обуви, но и для устройства чумов, производства упряжи, сумок и других бытовых вещей. Обработкой шкур оленей и шитьем одежды занимались женщины, этому они обучались с самого детства. Девушка до замужества должна была изготовить приданое: малицу, пимы, сумки.
![]() Олений камус (шкура нижней части ног оленя), прежде чем превратиться в мягкую, теплую, красивую обувь, должен пройти множество стадий обработки. Его растягивают, замораживают, замачивают, сушат, мнут, держат в опилочной смеси. Затем раскраивают и шьют обувь. Женские пимы украшают орнаментом «оленья тропа» или «рога оленя». |
![]() |
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола: 1. суффиксальный: выращивать – вырастить; |
![]() |
Заполни пропуски схемы, которая поможет тебе определять вид глагола. Что делать? =… |
![]() |
Прочитай текст и выполни задания. Раньше рукавицы не покупали – их вязали умелые руки мастериц. В конце 19 – начале 20 веков узорное вязание на спицах было одним из самых распостранённых видов традицицонного искусства коми. Для изготовления (рукавицы) и (чулки) брали овечью шерсть, иногда — лён.
В орнаменации вязаных изделий различных территорий республики имеются свои особенности. Например, на Удоре будничные рукавицы украшались сетчатыми узорами из простых геометрических узоров: точек, квадратиков, крестиков, изредка треугольников (рисунок 1). Выходные рукавицы вывязывались сетчатыми узорами из сложных геометрических мотивовли окаймлёнными симметричными бордюрами (рисунок 2). ![]() Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Среди чулок различаются женские, мужские и подростковые. Среднесысольская разновидность узорного вязания женских чулок заключается в следующем. В верхней части располагается широкий окаймленный с обеих сторон бордюр из диагонально-геометрических мотивов. Низ в большинстве случаев украшается сетчатым узором из простых геометрических мотивов: горизонтальных зигзагов, зигзагов на поперечине, диагональных полосок) (рисунок 3). По Г.Климовой |
![]() |
Найди ошибки, которые допустил ученик в употреблении вида глагола. 1. Наибольшее развитие у мастеров коми получила объёмная резьба из древесного нароста (капа, сувеля). Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, стали наиболее популярными изделиями из капа. Трудно находить два одинаковых изделия: каждое из них неповторимо.
![]() ![]() 2. Вспомните всей семьёй декоративно-прикладное творчество вашего народа. |
![]() |
На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида, на какой – совершенного? Как образуются видовые пары глаголов? |

