Добро пожаловать в интернет-школу «Говорим по-русски всей семьей» для детей мигрантов и вынужденных переселенцев и членов их семей, проживающих на территории Республики Коми.
на какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже;
с какими предлогами они употребляются;
какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже.
Вспомни, что ты знаешь о морошке. Мы продолжаем знакомить тебя с ягодами, растущими в республике. Прочитай текст.
Клюква
Кто никогда не в..дал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не зам..чать, что он по клюкве идёт. Она, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж, когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ..годинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь выт..нуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.
По М.Пришвину
1. Подбери из текста проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
2. Определи падеж выделенных слов.
Есть у клюквы сестричка. Прочитай текст.
Брусника
В бору, у подножья елей, растет брусника. Это мелкий неветвистый полукустарничек выглядит всегда чистым и опрятным. Уже ранней весной, как только начинает сходить снег, в проталинках показываются веточки брусники с маленькими зелеными листочками. Лист брусники твердый, кожистый, даже немного грубый. Сверху он гладкий и блестящий. Позже на кустиках появляются бледно-розовые цветки. Они похожи на маленькие колокольчики, собранные в небольшие кисточки. Особенно красив брусничный кустик, когда на нем зарумянятся ягоды.
По В. Зотову
1. Вспомни, на какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже. Выдели имя существительное в творительном падеже.
2. Чем похожи клюква и брусника?
Творительный падеж имён существительных
Вопросы
Слово-помощник
Предлоги
Окончания имён существительных
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Мн. число
Кем? Чем?
Гордиться
С, перед, за, над, под, между
-ой, -ей Мамой, историей
-ом, -ем, -ём Уроком, сочинением, конём
-ю Дочерью
-ами, -ями Мамами, историями
Продолжи предложения.
1. Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы …
2. Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами …
3. Имена существительные в творительном падеже имеют окончания …
Прочитай текст и выполни задания.
Голубика
Сумрачный ельник с буреломом и валежником остался позади. Мы вышли в просторный светлый бор. Между соснами густо разрослись какие-то курчавые кустики. Их упругие веточки с округлыми листочками были обильно унизаны темно-голубыми ягодами с сизоватым налетом. Кажется, над растениями клубится серебристая дымка, как после холодной утренней росы. Прохладные ягоды очень сочные, сладкие, с приятной кислинк… Называют голубику северным виноград…
А. Журавлёв
1. Выдели имена существительные в творительном падеже.
2. Вставь окончания.
И у голубики есть сестричка. Прочитай стихотворение.
Черника
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела
Синяя такая?
На листочки, на кусточки
Кто-то бусы бросил,
Все полянки в синих точках
У зеленых сосен.
Мы чернику ….
В кузовок, лукошко.
Только рты чего-то стали
Черные немножко.
Е.Трутнева
1. Как правильно сказать?
2. Евгения Трунтева сравнила ягоды черники с бусами. А с чем ты бы сравнил их? Расскажи об этом своей семье.
С.А. Торлопов. Грибы (1965)
Богаты северные леса и грибами. Прочитай стихотворение.
Грибы
По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик … листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик…
В. Шульжик
1. Вставь нужный предлог.
2. Сколько разных видов грибов нашла девочка?
Знаете ли вы грибы?
На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
С какими предлогами они употребляются?
Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?