9. Сложноподчинённые предложения

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными

Этого художника называли певцом русской природы. Те, кто знал Исаака Левитана, говорили, что он любил русскую природу истово, фанатически. Прочитай текст.


И.И.Левитан. Автопортрет
В русской природе Левитану дороги леса и поля, реки и озёра, цветущие луга и пашни. Художник воплощает в своих картинах все времена года, передаёт различные со¬стояния природы, улавливает тончайшие нюансы красок в окружающем мире. Он показывает своеобразную красоту тоскливых осенних дождливых дней и тишину, по-кой ясного летнего вечера; схватывает тот момент в жизни природы, когда сходит последний снег и всё наполнено предчувствием весны, и пишет золотую осень с её оранжево-жёлтым горением листьев, чистым, прозрачным воздухом. На полотнах Левитана запечатлены широкие просторы Волги, заросший пруд, глубокий, чёрный омут в глухом лесу. Художник заставляет нас остановиться около старого могучего дуба и обратить внимание на трогательную тонкую осинку с начинающими краснеть листочками, войти в пронизанную светом берёзовую рощу и в тёмную зелень высоких сосен.
На его картинах изображены и солнечный день, и сумерки, и лунная ночь. Художник передаёт глубину бескрайнего неба, первые проблески солнца после дождя, догорающую над городом зарю. Тропинки, дороги, уходящие вдаль, в пейзажах Левитана зовут, вовлекают нас в чудный мир природы.
Левитан редко вводил в свои пейзажи фигуры людей. В одной картине — «Осенний день. Сокольники» — изображена женщина, торопливо идущая по дороге, но эту фигуру написал друг Левитана-художник Николай Чехов. Левитан же считал, что его пейзаж сам по себе должен передать зрителю грустное настроение осеннего дня, и только ради друга оставил одинокую фигуру женщины.
И всё же главная тема левитановских пейзажей — человек и природа.
Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед кар-тиной «Над вечным покоем»?
Над крутым обрывом-древняя покосившаяся церковь. Чернеют кресты затерявшегося кладбища. Впереди — широкая спокойная водная гладь. И над этим покоем- высокое, необъятное нёбо. Ветер гонит тёмные, причудливой формы облака, всё ближе и ближе подступают они к красновато-жёлтой полосе. И кладбище, и церквушка кажутся совсем маленькими по сравнению с величественной высотой неба.И этот контраст рождает тревожное чувство, наводит на грустные мысли о недолговечности человеческой жизни, о слабости человека.

Мы читаем и говорим о русских художниках

1. Определи способы связи слов в словосочетаниях.

2. Определи виды сказуемых.

3. Выдели сказуемое.

4. Приставка за- — многозначная. Она имеет следующие значения:

— попутно совершить действие (В натурный класс училища, где занимался Левитан и которым руководил Перов, иногда заходил Саврасов);
— начать действие (Саврасов заинтересовался Левитаном, увидев в нём талант пейзажиста);
— действие на весь предмет, довести действие до предела (Жизнь Левитана была заполнена работой);
— распространить действие за какие-нибудь пределы (Живя на Волге, Левитан часто брал лодку, заплывал в тростники, где ему никто не мешал, и в лодке писал этюды);
— всецело погрузиться в действие или совершить чрезмерное действие (Как-то Левитан остановился на берегу Волги и залюбовался картиной, представшей перед ним).

Какое значении имеет приставка за- в выделенном слове?

Виды придаточных предложений

Вид К чему относится? Вопросы Союзы и союзные слова Пример
Определи- тельные К существи- тельному или слову в значении существительного Какой? Который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда. Расскажи ту сказку, которую мама любила. (Герман)
Изъясни- тельные К глаголу или слову со значением речи, мысли, чувства Вопросы косвенных падежей Что, чтобы, как, будто Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (М.)

Кто такой портретист? Прочитай текст.

В двадцать два года Валентин Александрович Серов создаёт произведение, которое стало вехой в развитии русской живописи. Это портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И.Мамонтова), известный под названием «Девочка с пёрсиками» (1887).


В.А.Серов. Автопортрет

Угол большой комнаты, где за столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с чёрным в белую горошину бантом, залит золотистым дневным светом. Девочка сидит спиной к окну, и весь силуэт её светится, лучатся карие глаза. В руках у неё персик такой же тёмно-розовый, как и её лицо. На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож. На стене расписная фаянсовая тарелка. За окном — светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.
Вот, казалось бы, и всё. А вместе с тем — это история девочки; рассказ о её характере, её переживаниях — чистых, ясных, юных. Это одновременно и прозрение в будущее, которое художник угадывает в мягком, а вместе с тем умном и энергичном лице.
Никакая репродукция не в силах передать всю прелесть этого холста, удивительную объёмность всего изображённого, светлую, с массой нежнейших оттенков живопись, поражающую небывалыми открытиями. Оказывается, например, что белый цвет скатерти, белый цвет стены и белый цвет тарелки совершенно различны и по-разному падают на них тени, зелёный отблеск листвы, розоватые рефлексы от блузки. А главное — свет и воздух! «Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты», — писал художник И.Грабарь. Серов сумел сделать фон полотна воздушной, одушевлённой средой, которая связана с девочкой гармонией красок. Перламутровый воздух наполняет комнату. И сам он, кажется, принимает то тёплый оттенок смуглого тела, золотистых лучей, которые пробиваются из окна, то холодок белой скатерти. Слияние человека с миром достигается светом, что льётся из окна и наполняет комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинах стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке; обтекая фигуру и все предметы, он создаёт единую, органически цельную среду.
Картина написана в необычайных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит её — розовое и золотое. Всё в полотне удивительно жизненно и естественно: не чувствуется ни искусственности, ни напряжённости.
Картина захватила художника. По его словам, он работал «запоем», словно в угаре, и чувствовал, что работа спорится: «Всё, чего я добивался, — это свежести. Той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине».
Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь через много лет, став известным художником, стоя перед этой картиной, он скажет с искренним недоумением и восхищением:
— Неужели это я написал?

Мы читаем и говорим о русских художниках

Портрети́ст – художник, посвятивший своё творчество писанию портретов.
Репроду́кция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
Колори́т — соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

1. Выдели сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

2. Выдели синонимы.

3. Определи, какие из выделенных глаголов обозначают:

а) подметить и запечатлеть что-либо, где-либо;
б) сильно увлечь;
в) продолжить, поддержать начатое другими;
г) распространиться на кого-либо, что-либо;
д) извлечь, взять из ряда однородных предметов.

1. Композиция портрета такова, что вся сцена кажется удивительно живой и свободной. Художник словно случайно выхватил её из жизни. 2. Серов работал над портретом Вёры Мамонтовой с увлечёнием. Работа захватила его. 3. И иллюстратор, и декоратор, и пейзажист, и портретист — Серов охватил своим творчеством цёлую эпоху русской жизни. 4. Умение схватить ещё не определившиеся черты быстро меняющегося лица ребёнка, угадать в ребёнке характер «будущего человёка» — вот что отличает дётские портрёты Серова. 5. Ученики Серова подхватили и развили лучшие традиции своего учителя.

Прочитай текст.


М.А.Врубель. Автопортрет
Образ Демона Михаил Александрович Врубель пронёс через всё творчество. В его создание художник вложил все свой душевные силы. «Миша… предан своему Демону всем своим существом… И верит, что Демон составит ему имя», — пишет отец, приехавший в Киев повидаться с сыном.
Своего Демона Врубель носил и в мыслях, и в душе двадцать лет! Брался за кисть, за карандаш и за резец. Гордая душа Врубеля с её одиночеством, печалями и мечтаниями была так родственна душе Лермонтова. Не эта ли общность и привела их к Демону! Ни один, ни другой не могли расстаться с Демоном всю жизнь!
Сила духа жажда свободы гордая непримиримость страдания и одиночество всё это передано Врубелем в Демоне.
Художник создал много вариантов «Демона», но сохранилось не всё.
Обратимся к картине «Сидящий Демон», созданной в 1890 году. Окружённый скала¬ми, горящими как самоцветы, будто высеченный из камня, сидит Демон. Кажется, будто он наделён титанической силой. Но непобедимая тоска сковывает силы гиганта. Ему трудно вынести вечное одиночество. Чувствуется, что ни¬когда не разомкнуть ему сцепленных пальцев рук. Какой безысходной грустью проникнут его взор!
Невольно вспоминаются лермонтовские строки:

Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!

В картине Врубеля Демон помещён в прекрасный сказочно-фантастический мир, созданию которого подчинён колорит картины. Колорит разработан смело и виртуозно.
Холодный тон ярко-синего цвета сочетается с красновато-дымчатым фоном закатного неба, с оранжевыми тучками, с яркими пятнами громадных сиренево-синих и зеленовато-серых цветов.
Скалы, цветы, покрывало Демона — всё это вылеплено особым врубелевским приёмом: они состоят из множества плоскостей-мазков и кажутся мозаичными. Удивительно то, как выразительно изображает художник лицо и глаза Демона. Они многоцветны. Но именно это даёт возможность почувствовать живой, пламенный взгляд томящегося Демона.

Мы читаем и говорим о русских художниках

1. Расставь знаки препинания в выделенном предложении.

2. Выдели сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Расскажи о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными, приведи примеры.