7. Вводные слова и словосочетания

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • что такое вводные слова и словосочетания
  • как выделяются вводные слова и словосочетания в устной речи и на письме

Прочитай стихотворение. Какое впечатление произвело на лирического героя «искусство музыки священной»?

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.

Александр Блок

1. Какова роль букв е, ё, ю, я в словах?

2. Определи способы связи слов в словосочетаниях.

Различается несколько основных групп вводных слов и словосочетаний по их значению:
а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к радости и т.д.;
б) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность т.д.): конечно, несомненно, возможно, вероятно, может быть, кажется, очевидно, по-видимому, разумеется, наверное, пожалуй и т.д.;
в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам…, по сообщению…, по мнению…, по-моему, дескать, мол и т.д.;
г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых и т.д., далее, наконец, прежде всего, кроме того, наоборот, напротив, в общем, кстати, с одной стороны, с другой стороны, например, таким образом и т.д.;
д) вводные слова, указывающие на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, вообще, иначе говоря, так сказать и т.д.;
е) вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видишь (ли), понимаешь, знаешь, пожалуйста, извините, допустим, предположим и т.д.;
ж) вводные слова, указывающие оценку меры того, о чём сообщается: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.д.

Богата земля русская на талантливых композиторов. Прочитай текст.

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Безусловно, известность композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Премьера оперы, по мнению современников, прошла с блестящим успехом. Во-первых, об этом свидетельствуют слова выдающего русского композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова: «Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства.На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». Во-вторых, оперу высоко оценил император Николай I, пожаловавший Глинке в знак своего чрезвычайного одобрения оперы бриллиантовый перстень.
В этом музыкальном произведении автору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Кроме того, опера ознаменовала появление национального героя, воплотившего в себе лучшие черты национального характера.

1. Выдели вводные слова.

2. Определи их значение.

3. Расскажи о композиторе своей семье. Послушайте хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя». https://www.youtube.com/watch?v=wpKIO2horoE

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй, самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского «Скрипучие половицы».

Дом рассохся от старости. Или, …, от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром.
Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый иван-чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и, …,вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место, …, наилучшие выражение русской природы.
Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее умыться, выпить кофе и идти на Рудой Яр. Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется — и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны, …, перельется через край и хлынет потоками звуков.

1. Вставь подходящие по смыслу вводные слова или словосочетания.

2. Послушайте всей семьёй «Времена года» П.И.Чайковского. https://www.youtube.com/watch?v=BdZ8pATBZK4

В устной речи вводные слова выделяются паузами.
1. Вводные слова и словосочетания на письме выделяются запятыми.
Примечание. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире: Такие путешествия, с одной стороны, очень интересны, с другой – весьма утомительны.
2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения: Он, может быть, скоро вернётся. – Он может быть при желании очень исполнительным.
Примечания. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Он, однако, заблуждается; Он заблуждается, однако. В начале предложения слово однако, как правило, имеет значение противительного союза но и не является вводным: Однако дело оказалось совсем не простым. Исключение составляют те случаи, когда слово однако в начале предложения имеет значение междометия и на этом основании отделяется запятой: Однако, какой ветер!
Слово значит является вводным, если оно синонимично словам «следовательно», «стало быть»: Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит, солнце уже склонилось за полдень. Если же слово значит близко по смыслу к «означает», то оно запятыми не выделяется: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём.
Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь мыслей, порядок изложения (в значении «и ещё») или даёт оценку факта с точки зрения говорящего: Можно, наконец, использовать площадку при школе для спортивных игр; Поведение этого ученика становится, наконец, нестерпимым. Слово наконец не является вводным, если имеет значение «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»: Давал три бала ежегодно и промотался наконец. Часто удаётся проверить указанное различие в роли слова наконец добавлением к нему –то: при обстоятельстве это большей частью возможно, а при вводном слове нет: Наконец он приехал (наконец-то). – Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (добавление –то невозможно).
3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, решительно, словно, якобы и другие.
4. При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

Выполни тест.

Прочитай текст.

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
У русского писателя Евгения Замятина есть роман «Мы». Главный герой произведения по словам литературоведа Н.М.Нянковского «от осознания себя микробом в этом мире приходит к ощущению целой вселенной внутри себя». Он, имеющий только государственный номер Д-503, начинает ощущать себя личностью после того, как слушает музыку Скрябина:
«Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, – ни тени разумной механичности. И конечно смеющиеся вокруг меня правы. Только немногие… но почему же и я – я?
Да, эпилепсия – душевная болезнь – боль. Медленная, сладкая боль – укус – и чтобы еще глубже, еще больнее. И вот, медленно – солнце. Не наше, не это голубовато-хрустальное и равномерное сквозь стеклянные кирпичи – нет: дикое, несущееся, опаляющее солнце – долой всё с себя – всё в мелкие клочья».
«Эта музыка вероятно была для Замятина символом духовности. А ещё символом непознаваемости человеческой натуры, воплощением гармонии, не проверяемой алгеброй, той силы, которая заставляет звучать самые тайные струны души», – считает Н.М.Нянковский.
Подобным образом воспринимал музыку Скрябина великий современник Замятина Борис Пастернак, о чем можно судить по его автобиографической прозе:
«Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений… тотчас же начинают течь у вас слёзы… Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан верно и проницательно.
Вдруг в течение мелодии врывается ответ или возражение ей в другом, более высоком и женском голосе и другом, более простом и разговорном тоне. Нечаянное препирательство, мгновенно улаживаемое несогласье. И нота потрясающей естественности вносится в произведение, той естественности, которую в творчестве все решается».

1. Расставь знаки препинания в выделенных предложениях.

2. Расскажи о композиторе своей семье. Послушайте «Сонату №5» А.Н.Скрябина. https://www.youtube.com/watch?v=ux6KXOW4hoY

Что такое вводные слова и словосочетания?
Как выделяются вводные слова и словосочетания в устной речи и на письме?