13. Бессоюзные сложные предложения

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • какие предложения называются бессоюзными сложными
  • какие знаки препинания в них ставятся

Как ты думаешь, какое место по грамотности занимали зыряне в начале 20 века среди российских народов? Прочитай отрывок из этнографического исследования Питирима Сорокина «Современные зыряне».

Как бы ни казалось странным, но по грамотности зыряне стоят действительно очень высоко. Прежде всего необходимо отметить то, что всеобщее образование фактически теперь уже введено у зырян. Тут, как и во многом другом, заслуга принадлежит Яренскому и Усть-Сысольскому земству. В каждой деревне и в каждом селе теперь имеется земская школа, довольно богато обставленная книгами, картами, приборами и вообще учебными пособиями (особенно в Яренском уезде). В тех же селах, где земских школ нет, имеются либо министерские, либо церковно-приходские школы. Иногда в одном и том же селе имеются одновременно и земское и министерское (двухклассное училище) и церковноприходская школа.
В результате такой постановки дела получилось то, что молодое поколение зырян почти все поголовно грамотно.
Приведу здесь для примера результаты статистического обследования Верхне-Вычегодских волостей, произведенного в 1901-1902 гг.
Согласно (эти цифры), процент учащихся и грамотных детей школьного возраста — мальчиков составляет 45,4% к общему числу мальчиков школьного возраста; процент грамоты и учащихся девочек школьного возраста к общему числу девочек того же возраста составляет 8,6%; процент грамотных и учащихся обоего пола (школьного возраста) равняется 26,5% общего числа детей.
Грамотность же взрослого населения (выше 15 лет) выражается в таких цифрах: грамотных мужчин 25,3%, женщин — 2,2% общего населения.
… зыряне уже и тогда… занимали по грамотности третье место среди народов России…

Усть-Сысольское духовное училище. Снимок начала 20 века

Помимо школ, деятельно распространяется и внешкольное образование. Так, например, в Яренском уезде имеются в каждом значительном селе земские бесплатные библиотеки-читальни. И библиотеки вовсе не представляют обычно официального типа «народных чтений» с сотней случайно подобранных, большей частью официальных изданий, а являются библиотеками довольно роскошными для деревни, где может найти чтение как интеллигент, так и крестьянин. Имеются в них почти все русские классики, много книг по естествознанию, по общественным наукам и по сельскому хозяйству; выписывается ряд журналов и газет вроде «Вестника знания», «Образования», «Нивы», «Родины», «Природа и люди» и других журналов и газет.

1911

1. Раскрой скобки.

2. Определи вид придаточных предложений.

Простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения соединяются по смыслу и интонации.
1. Между предложениями в составе бессоюзного сложного, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря.
2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
— если вторая часть раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить словаа именно): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана;
— если второе предложение дополняет смысл первого (чаще всего в первом предложении употребляются глаголы видеть, смотреть, чувствовать, слышать и т.д.): Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки. Иногда данные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет мёдом; — если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.
3. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
— если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Игнат спустил курок – ружьё дало осечку;
— если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого: Косили версту – выкосили грош;
— если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части: Солнце дымное встаёт – будет день горячий;
— если первая часть указывает на время или условие того, о чём говорится во второй: Настанет утро – двинемся в путь; Назвался груздем – полезай в кузов;
— если в одной части содержится сравнение с тем, о чём говорится в другой: Молвит слово – соловей поёт;
— если вторая часть является неполным предложением: Я думал – волк.

1. [ ] :[поясняет]
а именно
2. [ ] : [дополняет]
что
3. [ ] : [причина]
потому что
4. [ ] — [противопоставление]
а
5. [ ] — [следствие]
так что
6. [Время, условие] — [ ]
Когда или если

Неудивительно, что среди коми много знаменитых ученых. Один из них – Каллистрат Фалалеевич Жаков. Прочитай текст.

Его сравнивали с Ломоносовым, Леонардо да Винчи и Фаустом главной чертой этой выдающейся личности была неутолимая жажда познания. Вопреки неблагоприятным обстоятельствам, он с неугасающим рвением предавался занятиям самыми разными науками, написал десятки книг, снискал признание на поприще педагога и просветителя. Но, может быть, наиболее значительным итогом многообразной деятельности этого незаурядного человека следует признать созданную им в борении с препятствиями биографию, суть которой определена заглавием книги, написанной им по канве воспоминаний о пройденном пути, – «Сквозь строй жизни». Звали его Каллистрат Фалалеевич Жаков. Родился он в 1866 году в Вологодской губернии, в деревне Давпон близ Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар), в семье коми-зырянского крестьянина. Был он в этой семье последним, одиннадцатым по счету ребенком. Имя, данное ему при крещении, в переводе с греческого значит «хороший воин», а свое предназначение, сокрытое в имени, он понимал так: «Нет ничего выше правды на земле, и после познания Бога самое великое – служение людям. Я должен быть полезным северянам и всему русскому народу, народу наиболее великому сердцем, но забитому историческими условиями. Боже, помоги мне и дай мир земле!» До самого конца Жаков оставался верен своей жизненной программе.
Он покинул родительский дом и два года провел в уездных училищах. А затем оказался в стенах Тотемской учительской семинарии и, обратив на себя внимание уже при поступлении, был сразу зачислен в первый, а не в приготовительный класс.
Семинарию Жаков окончил успешно, а к деятельности на поприще сельского учителя допущен не был. Причиной тому были убеждения 18-летнего выпускника семинарии под влиянием прочитанных книг и бесед с товарищами он переживал«полный атеизм».
Жаков вернулся на родину, после чего двинулся на штурм очередной вершины знаний, на этот раз в Вологду. Он остановил свой выбор на реальном училище так открывался в перспективе путь в промышленные, технические и торговые высшие учебные заведения. Он засел за учебники алгебры, геометрии и немецкого языка, проводя за ними по 10 часов в сутки, и вскоре, блестяще сдав экзамены, был зачислен в пятый класс вологодского реального училища.
А далее было учение с упоением, восхищение красотой алгебраических уравнений, радость от понимания того, как можно вычислить расстояние до Солнца и Луны, проникновение в тайны человеческой души через посредство произведений словесности, вечерние и ночные занятия с отстающими учениками, слава удивительного репетитора, способного втолковать самым отсталым школярам основы алгебры, увлеченное чтение книг по философии, включая непростые для недавнего семинариста сочинения Ипполита Тэна и Иммануила Канта. Но Жакову пришлось покинуть реальное училище досрочно, без желанного аттестата.
Побыв недолго у родителей и осознав, что другой дороги, кроме той, с которой он временно уклонился, для него нет, Жаков вернулся в Вологду, сдал экзамены за курс реального училища, уехал в Петербург и поступил в Лесной институт. Суетная, исполненная социальных контрастов столичная жизнь студенту, «жаждущему духа», по нраву не пришлась Жаков покинул город на Неве.
Им овладела новая идея – стать священником, и он опять приехал в Вологду, получил благословение владыки Иллариона и стал послушником подгородней Заоникиевской пустыни. В обители его ласково принял игумен Варфоломей, ему поручили преподавать арифметику в монастырской школе, но неумеренный энтузиазм ревнителя науки привел к конфликту с братией. Недовольство вызвало то, что новый преподаватель, не ограничиваясь своим предметом, начал излагать ученикам гелиоцентрическую систему и эволюционную теорию Дарвина. Пришлось спешно покинуть обитель, разуверившись в своей пригодности к роли служителя церкви.
А в Вологде Жакова ждали неприятности полиция обратила на него внимание. И все-таки он продолжал идти по избранному пути: изучал латинский и греческий языки, занимался высшей математикой, писал сочинения на философские темы. В 1896 году Жаков был освобожден от полицейского надзора и сдал экстерном экзамены за курс гимназии. Ему шел тридцатый год, и он наконец-то мог поступать в университет. Из этих тридцати лет восемь прошли в Вологде. Здесь юноша стал зрелым мужем, здесь он переживал бурный интеллектуальный рост, испытывал духовные взлеты и падения, славу и унижения, здесь написал свои первые философские труды («О Боге», «О границах познания», «О бессмертии и любви»), здесь, невзирая на неустроенность и нужду, создал первую семью.
Поступив в Киевский университет, Жаков начал учиться на физико-математическом факультете, перешел на историко-филологический, а осенью 1899 года поступил на такой же факультет Петербургского университета и, будучи еще студентом, обратил на себя внимание как подающий надежды начинающий ученый. Его интересы были сосредоточены в области этнографии, фольклора и языка финно-угорских народов. После выпуска Жакова оставляют при университете для подготовки к профессорскому званию. С 1901 года он преподает русский язык, грамматику коми языка, историю, логику, философию в различных учебных заведениях Петербурга, сдает магистерские экзамены и в 1902 году успешно защищает магистерскую диссертацию «О грамматическом строе зырянского языка». В 1905 году начинает преподавательскую деятельность на общеобразовательных курсах, открытых выходцем из крестьян Вологодской губернии А. С. Черняевым. В 1908 году академик В. М. Бехтерев приглашает его читать логику в основанный им Психоневрологический институт. Кроме того, Жаков публикует одно за другим свои литературные произведения: автобиографическую повесть «Сквозь строй жизни», сборники рассказов, очерков и сказок на материале этнографии и фольклора народа коми. Особое место в творческом наследии писателя занимает большая поэма «Биармия», обобщающая мотивы и сюжеты народной эпической поэзии коми-зырян. Это своеобразный аналог всемирно известной «Калевалы», карело-финского эпоса. Самым большим своим достижением Жаков считал создание философского учения, именуемого им «Лимитизм», которое было своеобразной попыткой синтезировать философское, естественнонаучное и гуманитарное знание с религиозными представлениями.
Бедствовавшему всю жизнь Жакову не довелось обрести покой и материальный достаток даже на склоне лет. Октябрьская революция застала его в Латвии, где он гостил на хуторе родителей своей третьей жены. События в Петрограде побудили его повременить с отъездом, домой Жаков больше не вернулся. Он пробовал найти себе место как преподаватель и ученый в учебных заведениях Пскова и Прибалтики. Его жизненный путь завершился в январе 1926 года в Риге, где он и был похоронен. В годы советской власти имя и наследие Жакова, зачисленного в разряд эмигрантов, было предано забвению. Память о нем и его произведения начали возвращаться на родину в последние десятилетия XX века. В декабре 1990 года прах ученого и писателя был доставлен из Латвии и погребен на кладбище Сыктывкара.

По С.Баранову

Расставь знаки препинания в выделенных предложениях.

Ещё оно дорогое для коми имя — Питирим Александрович Сорокин. Посмотрите всей семей видеофрагменты.
https://www.youtube.com/watch?v=Uou-lJqNiHs
https://www.youtube.com/watch?v=P5wkkYQHysA

22 августа 2014 года в Сыктывкаре появился памятник знаменитому земляку. Прочитай текст. Прочитай текст.

Памятник установили около главного корпуса Сыктывкарского государственного университета, который уже официально носит имя прославле..ого социолога. На торжестве..ое открытие из США пр..ехал сын П.Сорокина, профессор Гарвардского и Бостонского университетов Сергей Сорокин.
В своей речи он отметил, что ему понравилась скульптура, эскиз которой онвыб..рал сам. Она изображает простого человека, родившегося в маленькой деревеньке и ставшего всемирно извес..нымучё..ым благодаря своему усердию и стараниям. Протянутые руки, по словам С.Сорокина, с..мволизируют желание отца передать свои знания новому поколению.

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Выдели вводное словосочетание.

3. Определи вид подчинения в выделенном предложении.

Какие предложения называются бессоюзными сложными?
Какие знаки препинания в них ставятся?