10. Сложноподчинённые предложения

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • сложноподчиненные предложения с придаточной частью обстоятельственной

Василий Георгиевич Игнатов (1922 – 1998) – один из интереснейших и самобытных художников Республики Коми. Мастер жил и работал в Москве, но никогда не т..рял связи с родиной.
Рассуждая о художественном произведении, Игнатов нередко ра..сматривал его с «космической» точки зрения. Он ..читал, что картина должна быть эмоциональной, красивой и цельной. В ней должно ощущаться движение, которое художник ..вязывал с самой жизнью. Кроме того, произведение должно иметь оригинальную композицию и то «космическое решение», которое позволит автору подняться до обобщающего смысла.
Возможно, именно обращение к национальной тематике, в особенности – к дохристианской коми культуре, и ..формировало в художнике ту гармонию мировосприятия, которой отличаются его произведения.
Яг-Морт – в легендах коми-зырян лесное чудовище. Он мог насылать урага..ый ветер, в котором погибали люди и ра..рушались их жилища.
Художник В.Г.Игнатов убедительно (показывает, покажет) магическую силу лесного чудовища. Выразительная композиция построена на контрасте: огромная (от земли – до неба) фигура лесного чудовища и л..тящие, словно подхваченные вихрем былинки, фигурки людей. Цв..товое решение графического рисунка, построенного из контурно-линейных штрихов синего, зелёного, лилового и красного цвета довешает образ страшного бе..ствия.

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Раскрой скобки.

Виды обстоятельственных придаточных предложений

Вид Вопросы Союзы и союзные слова Пример
Образа действия, меры и степени Каким образом? В какой мере? В какой степени? Что, чтобы, как будто, словно, точно, будто и др. Маша так дружелюбно и крепко стиснула его руку, что у него сердце забилось от радости. (Тург.)
Места Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда. Алексей пополз туда, куда ушел самолет. (Полевой)
Времени Когда? Когда, пока, как после того как, с тех пор как, как только и др. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. (Т.)
Условия При каком условии? Если, коли, раз когда, как и др. Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый. (П.)
Цели Зачем? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. (Ч.)
Сравнения Как? Как, как будто, словно, точно и др. Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно их кто вымыл и лак на них навел. (Тург.)
Причины Почему? Так как, потому что и др. Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (Ч.)
Следствия Что отсюда следует? Так что Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза. (Л.)
Уступки Несмотря на что? Хотя, несмотря на что, невзирая на что, пускай, пусть и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. (Короленко)

Р.Н.Ерломин. Автопортрет
Рем Николаевич Ермолин (1926-2004) работал в разных жанрах, хотя главное место в его творчестве занимали картина и портрет.
Ермолин – признанный мастер станковой живописи, отмеченной острым чувством современности. Она выражается не только в сюжете, но и в самом пластическом языке произведения, с характерными для него живописной свободой, выразительностью композиционного решения, тончайшим ощущением цвета. Источником вдохновения для художника являлась Республика Коми, взрастившая его творчество, представляющее пример искренней любви к родному краю. Эта жизненная позиция ощущается во всех произведениях Ермолина – автора ряда серий, над которыми он трудился на протяжении многих лет, обобщая впечатления от своих многочисленных поездок. Красной нитью проходит она в ранних работах, посвященных шахтерам и нефтяникам Заполярья: “Смена” (1960), “Белая тундра” (1965), “У ламповой” (1967).
Ермолин – приверженец реалистического изображения жизни. Чтобы добиться этого, художник кропотливо собирал фактический материал. Любая композиция – результат длительных размышлений, творческих исканий. И каждая отмечена уважением автора к простым труженикам, стремлением показать важность обыденного, раскрыть красоту и значительность будничного, повседневного.
Живописная одаренность Ермолина с особой силой проявилась в красочных полотнах “Усть-Цилемского цикла”. С большим профессиональным мастерством и глубокой человеческой чуткостью раскрыл художник в своих многочисленных произведениях старинный уклад жизни жителей заповедного уголка русского Севера — села Усть-Цильма, типы и характеры людей, обычаи и бережно хранимые традиции предков. Центральное полотно цикла “Усть-Цилемская горка” (1974), воссоздающее перенесенный ныне на сценическую площадку старинный весенний хороводный народный праздник, сохранившийся в Усть-Цильме до наших дней, было удостоено диплома Академии Художеств СССР (1975).
Цикл, состоящий из полотен “Возвращение. Ленинградка. 1944 год” (1967), “22 июня 1941 года” (1971), “Май 1945 года” (1982), “Никто не забыт” (1984) и портретов ветеранов, обращен ко времени Великой отечественной войны и памяти народной.

Р.Н.Ермолин. 22 июня 1941 года

Каждое произведение характеризует сложная разработка “драматургии”, вдумчивый отбор деталей, элементов пейзажа, сдержанность колористического строя.
Ермолин – прекрасный пейзажист. Задушевностью, лиризмом наполнены полотна “Печора разлилась” (1973), “Разлив на Сысоле” (1980), “Белая ночь в Каргорте” (1981), “Усть-Уса” (1987),“Лиственницы Усинска” (1991), потому что в них выражена любовь художника к родной земле.

http://www.komi.com/

Определи виды придаточных в выделенных предложениях.

С именем Владислава Никаноровича Мамченко(929-2006) связано появление жанра психологического портрета в объемной пластике, так как присущая скульптору тонкость внутреннего видения человека ощущается во всех его скульптурных произведениях.
С середины 1960-х годов в творчестве В. Мамченко появились произведения с национальным колоритом — серия «Люди тундры» («Король тундры», Зима», «Весна», «На страже»). В этих скульптурных образах Мамченко использовал характерный для каменной скульптуры лаконизм. Поверхность скульптуры «Весна» покрыта следами резца. Они пересекаются и завихряются, как снег в метель. Лишь лицо, обращенное к северному солнцу, слегка отшлифованное скульптором, выступает из колючей гранитной метели. Девушка всё ещё в плену полярной ночи. Может быть, это сама тундра, и лицо её – весеннее пробуждение.

Выдели сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Назови виды придаточных обстоятельственных предложений и приди примеры.