1. Словосочетание. Согласование

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • что такое словосочетание
  • что такое согласование
Словосочетание – это сочетание слов: белая берёза. Словосочетание состоит из двух частей: из главного слова и зависимого. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически.
Смысловая связь – это связь при помощи вопроса. Вопрос задаётся от главного слова к зависимому: берёза (какая?) белая.
Грамматическая связь – это связь при помощи окончания или предлога и окончания: белая берёза, о белой берёзе.
В словосочетаниях типа бежать быстро грамматической связи нет.

Знаешь ли ты дату начала Великой Отечественной войны? Прочитай стихотворение.


А.К.Васильев. Прощание славянки

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,
и .. росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла .. травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, .. росинках весь, .. цветку приник,
и пограничник протянул .. ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, .. тот миг
влезали .. танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что … миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

С.Щипачёв

1. Вставь предлоги.

2. Выдели деепричастный оборот.

3. Выдели в словосочетаниях главные слова.

4. Верно ли утверждение?

Согласование – это такой способ связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в той же форме, что и главное: белая береза. При согласовании с изменением главного слова изменяется и зависимое: белой берёзы.

Посмотри видеофрагмент. http://www.youtube.com/watch?v=Ys-aouxWSvw

Прочитай текст.


Е.А.Корнеев. Блокада Ленинграда
В осаждённом, голодающем Ленинграде продолжалась культурная жизнь. За исключением нескольких самых тяжелых месяцев продолжали работать школы, продолжалась театральная жизнь. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, посвященная Ленинграду, была впервые сыграна в городе во время блокады и транслировалась ленинградским радио. Само радио имело огромное значение в поддержке духа ленинградцев.
Люди в это время боролись не только за выживание, но и за сохранение иных ценностей. Музейные собрания, памятники архитектуры, собрания крупнейших библиотек, драгоценная коллекция семян Института растениеводства были спасены ленинградцами в блокаду.

http://history.spb.agisinfo.ru/events/551

Определи, какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетаниях.

Посмотри видеофрагмент. http://video.mail.ru/mail/zhukova.50/728/12347.html

Выразительно прочитай стихотворение.

На Мамаевом кургане тишина

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»

В. Боков

Распредели словосочетания в два столбика.

Выразительно прочитай стихотворение.

Утро победы

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

Алексей Сурков, 1945


П.Кривоногов. Победа

Ба́ста – довольно.

1. Четвёртое лишнее.

2. Послушайте всей семьёй песню «День Победы».http://mp3-crazy.com/voennye_pesni/16496-lev-leshhenko-den-pobedy.html

Сколько погибло в Великой Отечественной войне? Точного ответа на этот вопрос нет. Всем, чьё имя неизвестно, посвящен памятник «Могила Неизвестн.. солдата». Прочитай текст.

Могила Неизвестно.. Солдата — мемориальн.. архитектурн.. ансамбль в Москве, в Александровск.. саду, у стен Кремля.
На надгробн.. плите установлена бронзов.. композиция — солдатск.. каска и лавров.. ветвь, лежащ.. на боев.. знамени.
В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» из лабрадорита с бронзов.. пятиконечн.. звездой в центре, в середине котор.. горит Вечн.. огонь славы.
Слева от могилы — стена из шокшинск.. малинов.. кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945»; справа — гранитн.. аллея с тумбами из тёмно-красн.. порфира. На кажд.. тумбе название города-героя и чеканн.. изображение медали «Золот.. Звезда». В тумбах содержатся капсулы с землёй городов-героев.
Справа от аллеи городов-героев — стела из красн.. гранита в честь городов воинск.. славы.

Согласуй главные и зависимые слова.

Прочитай стихотворение Надежды Мирошниченко.

Черемух белоснежн.. манжеты,
Зелён.. рубаха тишины.
По всей земле – экзамены и лето,
И на лугах пасутся табуны.
А во дворах, как в новеньк.. скворечнях,
Подростки выр..стают и галдят.
И пожил.. женщины, конечно,
Как прежде, на скамеечках сидят.
Июнь, июнь! Каникулы и травы!
И юн.. месяц в небе и в году!
И ни к чему… и нет такого права
у памяти – р..вняться на беду.
И зар..сли ромашками траншеи,
И школьн.. вальс летит под купола.
Но дата «22» не хорошеет –
Как тень на человечество легла.

1. Вставь пропущенные букв и окончания.

2. Выдели однокоренные слова.

Что такое словосочетание?
Что такое согласование?