9. Состав слова. Способы образования слов в русском языке

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • морфемы, из которых состоят русские слова;
  • способы образования слов в русском языке.

Дом строится из кирпичиков. Интересно, а из его строят слова? Рассмотри рисунок и скажи, как называется «строительный материал» для слов.

Морфема – зна́чимая часть слова.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: праздник, праздничный, праздновать.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: праздновать – отпраздновать.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: праздник – праздничный.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию. Прочитай текст.


И.Соколов. Ночь на Ивана Купалу

Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнём, водой и травами: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.
Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоёмах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства. На рассвете принято было умываться утренней росой.
.. закате разжигали костры .. реки или .. высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.
В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры и их руки не разъединятся во время прыжка, значит, быть в скором времени свадьбе. Кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.
Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.
Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.

1. Разбери слова по составу.

2. Выбери предлог.

В русском языке семь основных способов образования новых слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение слов, переход одной части речи в другую.
При приставочном способе к слову присоединяется приставка: прыгнуть – спрыгнуть.
При суффиксальном способе к основе слова присоединяется суффикс: сок – сочный.
При приставочно-суффиксальном способе к основе слова одновременно присоединяются приставка и суффикс: школа – пришкольный.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс: подносить – поднос.
При сложении основ две или большее количество основ объединяются: сам варит – самовар.
При сложении слов объединяются целее слова: диван-кровать.
Переход одной части речи в другую: столовая комната – столовая.

Прочитай отрывок из воспоминаний русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

На день Ивана Купала девушки из Пилипчи приходили нарядной стайкой к нам на остров, чтобы пускать по реке венки. Они плели венки из полевых цветов.
Внутрь каждого венка они вставляли крестовину из щепочек и прилепляли к ней восковой огарок. В сумерки девушки зажигали огарки и пускали венки по реке.
Девушки гадали, — чья свеча заплывёт дальше, та девушка будет счастливее всех. Но самыми счастливыми считались те, чей венок попадал в водоворот и медленно кружился над омутом.
Омут был под крутояром. Там всегда стояло затишье, свечи горели на таких венках очень ярко, и даже с берега было слышно, как трещат их фитили.
И взрослые, и мы, дети, очень любили эти венки на Ивана Купала. Один Нечипор пренебрежительно крякал и говорил:
— Глупство! Нема в тех венках ниякой рации!
Крутоя́р – крутой берег реки.

Определи способы образования выделенных слов.

Ты знаешь, как называется это растение? Прочитай текст.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, цветёт папоротник. Мифический, не существующий в природе цветок даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам, владеть нечистыми духами, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.
Вот как изобразил русский писатель Николай Васильевич Гоголь цветок папоротника в своей повести «Ночь накануне Ивана Купала»: «Глядь — краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. „Теперь пора!“ — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».

 Определи способы образования выделенных слов.

Дай определение морфемам.
Назови способы образования слов и приведи примеры.