14. Местоимение

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • разряды местоимений
  • как они изменяются
  • как местоимения употребляются в речи

Сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными промыслами. Прочитай текст.

Старинн.. предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества, спасаясь от набегов вражеск.. орд, пришли люди. Среди лесн.. чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от (вечн.., веков..) деревьев сожгли. Поэтому и назвали село Па́лехом, а тих.. и чист.. речку Па́лешкой.
Палешане славились как искусн.. иконописцы. Нов.. славу Палеху принесло искусство миниатюрн.. лаков.. живописи на шкатулках из папье-маше.
Мучны.. клейстером промазывают полосы тонк.. картона и накручивают слоями на деревянн.. чурку, именуемую формой. Чурок много, все они разн… Затем «слоёнка» попадает под пресс. Далее сушка, пропитка льнян.. маслом и снова сушка.
Получаются бесшовн.. трубки – заготовки для шкатулок. Далее шкатулки шлифуют, грунтуют особой глиной, растёртой с сажей и льнян.. маслом, лакируют. Черн.. лаком – снаружи, красн.. – внутри.
Затем шкатулки расписывают. Вьётся ал.. плащ богатыря, победившего злодея; по син.. морю плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высок.. тереме красна девица ждет удал… молодца… Пишут палехск.. мастера ярк.. темперн.. красками, иногда густ.., плотн.. мазками, а чаще тонк.., прозрачн.. слоями – «пла́вью».
Готов.. изделия покрывают прозрачн.. лаком. Наконец, их обрабатывают тончайш.. порошком бело.. ила и бархатом.

1. Выдели в тексте антонимы.

2. Выбери слово.

3. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными.

4. Распредели имена прилагательные в два столбика:
1. качественные; 2. относительные.

5. Выбери аргументы.

Разряды местоимений

Личные местоимения: я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.
Возвратное местоимение себя.
Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой.
В роли притяжательных употребляются личные местоимения его, её, их.
Указательные местоимения: тот, таков, этот, такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.
Вопросительные местоимения: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой. Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.
Относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой. Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной.
Определительные местоимения: весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.
Отрицательные местоимения: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
Неопределенные местоимения: некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.

Говорите правильно!

Его, её, их, но не евонный, еённый, ихний.
Сколько времени понадобится, чтобы выполнить упражнение?
Который час?
Столько, стольких, стольким, столькими, о стольких.
Ско́лько, ско́льких, ско́льким, ско́лькими, о ско́льких.

Прочитай текст.

Жостовская роспись… Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете, на столе – что они нам несут, о чём говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли, осененные зеленью листвы? Чудо природы, вершина ее растительного бытия, они были всегда воплощением всего прекрасного на земле. Цветы земли и ее плоды – вот из чего составляют свои букеты жостовские живописцы. Прямоугольные, овальные, круглые, эти подносы-картины, полные роз, астр, ромашек и трав, радуют вечным цветом народного искусства.
Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета. Никого не оставляет оно равнодушным!

Определи разряд местоимений.

Личные местоимения изменяются по падежам, местоимение он по родам.
Возвратное местоимение себя изменяется по падежам. Оно не имеет формы именительного падежа.
Вопросительные местоимения кто, что, сколько изменяются по падежам, какой, чей, который — по родам, числам и падежам, каков – по числам, в единственном числе – по родам.
Относительные местоимения изменяются так же, как и вопросительные.
Неопределенные местоимения, кроме некто, нечто, изменяются так же, как те вопросительные местоимения, от которых они образованы. Местоимения некто, нечто не изменяются по падежам: слово некто имеет форму именительного падежа, нечто — форму именительного или винительного падежа.
Отрицательные местоимения изменяются так же, как вопросительные, от которых они были образованы.
Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, числам и падежам, местоимение таков — по числам, в единственном числе – по родам, а местоимение столько — только по падежам.
Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

Прочитай текст и выполни задания..

Вы, конечно же, любовались морозными узорами на стеклах или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что красота (этот) недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует южный ветер – и нет (она).
А вот (этот) ажурные узоры, (этот) сказочная красота не исчезнет, не растает, потому что создали (она) не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.
(Такой) искусство известно на Руси с 17 века. Вологодский кружевной промысел сложился на рубеже 18-19 веков.
Вологодские кружева плетут из хлопчатобумажных, льняных, реже синтетических нитей. Цвет кружева может быть белым, серым, голубым, кремовым, черным. Характерной особенностью вологодского кружева является четкое деление на крупный, выразительный рисунок и прозрачный, воздушный фон.
Ажурные вологодские кружева – это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки. В (наш) дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки – круглые деревянные палочки. В специальную подушку — валик — воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает (они) из руки в руку. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Кре́мовый – бледно-желтый, белый с желтоватым оттенком.

1. Поставь местоимения в нужные формы.

2. Запиши числа словами.

Местоимения тот указывает на предмет более отдаленный, а этот — на предмет близкий.

Из чего делают золотую хохлому? Прочитай текст.

Прекрасна осенняя пора, прекрасен (этот, тот) вдали зеленеющий лес… Выглянет осторожно солнышко из-за тёмных туч, и сразу вспыхнет он чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок и клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.
А (это, то) уже не осенний лес, а такая же красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. «Золотая хохлома», – говорят о такой посуде. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы.
А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу, потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь (эта, та) чаша на глиняную. Затем надо её льняным маслом пропитать. А золота для золотой хохломы и не требуется! Вместо дорого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой!

Выбери из скобок подходящее по смыслу местоимение.

Матрёшка является символом России. Прочитай текст.

Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает матрёшка русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая матрёшек по росту.
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Матрёшка была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В матрёшке было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях. Деревенский мастер (вознаградил, наградил) матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
Синие их глаза мастер прикрыл длинными ресницами.

По К.Паустовскому

1. Отредактируй текст, устранив повторы выделенных слов.

2. Выбери слово.*
Деревенский мастер (вознаградил, наградил) матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

Глаголы группы наградить
Назови разряды местоимений. Приведи примеры.
Как изменяются местоимения?
Расскажи об употреблении местоимений тот и этот.