15. Винительный падеж одушевленных имен существительных

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • на какой вопрос отвечают одушевленные имёна существительные в винительном падеже;
  • как различить родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных.

Знаешь ли ты, что 70% территории Республики Коми занимает тайга? А какие деревья растут в тайге? Ответь на этот вопрос, прочитав стихотворение коми поэта Михаила Лебедева.

Коми земля

Я иду з..млею Коми, —
Древняя тайга кругом.
Лес такой – могуч, огромен, —
Есть ли где в краю другом?

Ввысь вершину надо мною
Стройная взнесла сосна,-
Вечно – летом и зимою –
И красна, и зелена.

Как старуха, ель седая
Встала на глухой тропе;
На ее ветвях лесная
Птица вьет гнездо себе.

Над рябиной молчаливой
Кедр м…рщинистый поник,
Тонкая сиротка – ива
Загляделася в родник.

С трепетной сестрой – осинкой
У березы разговор…
Затерялася тропинка, —
Без конца, без края бор.


Бор – сосновый лес.

1. Определи падежи выделенных имён существительных

2. Выбери букву.

3. Какие художественные образы деревьев создаёт поэт?

Какое дерево называют царицей северных лесов? Прочитай текст.

Царица северных лесов

Жаркий летний день. В густом сосновом бору сумрачно и прохладно. Кругом стоят красавицы-сосны. Сюда почти не заглядывают лучи солнца. Им трудно проникнуть сквозь дремучую чащу. Они золотят лишь тёмно-зелёные кроны гордых, стройных сосен и макушки мохнатых елей. В бору приятно пахнет душистой смолой, янтарными каплями застывшей на медно-красных стволах деревьев. Слышны голоса птиц.
На опушке растут одиночные сосны. Они чаще озарены солнечным светом. Эти деревья мало похожи на своих ровесниц, обитающих в бору. Ствол у них толще и короче, ветви раскинулись шатром, образуя пышную зелёную крону.

1. Ученик определил падежи имён существительных в предложении. Найди ошибки.*

1. Слышны голоса птиц (вин.п.).
2. Эти деревья мало похожи на своих ровесниц (род.п.) , обитающих в бору.

2. Выбери форму слова.

Как различить родительный и винительный падежи

 

 

1. Составь слова. Каковы их значения?*

2. Прочитай стихотворение, вставь подходящий по смыслу глагол.

Гость в лесу

Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто …!

Н.Красильников

3. Определи падеж выделенных имен существительных.

4. Как нужно относиться к природе? Докажи, что герой стихотворения вёл себя в лесу как гость.

Глаголы группы гостить
На какой вопрос отвечает винительный падеж одушевленных имён существительных?
Как различить родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных?