12. Винительный падеж неодушевленных имен существительных

Здравствуй! Сегодня на уроке ты вспомнишь

  • на какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные в винительном падеже
  • с какими предлогами они употребляются
  • как различить именительный и винительный падежи неодушевленных имён существительных

Помнишь ли ты падежи русского языка? Прочитай сихотворение.

У слова есть шесть падежей –
Шесть верных маленьких пажей.
Они порядок знают
И дружно напевают:

Падеж я Именительный.
Ошибка здесь сомнительна:
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов сроду не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный.
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

Я называюсь Дательным,
И очень я старательный:
КОМУ отдать? ЧЕМУ призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
Я не люблю КОГО? невежд.
Зато люблю я ЧТО? пятёрки.
Я самый трудный из шестёрки:
Двойник мой именительный,
А также и родительный.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяческих надежд:
Ты станешь КЕМ? Поможешь ЧЕМ?
Я подскажу вам — нет проблем!

А я падеж Предложный,
Со мною случай сложный:
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЕМ я говорил?

Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печь
Что нужно знать о падежах?

Любишь ли ты рыбачить? Прочитай стихотворение.


Сысола
Рыбалка на Сысоле

Реже к вечеру прохожий.
Солнце низко встало.
День июльский, день погожий
Мне принёс усталость.

От работы напряжённой
Просто отвлекаюсь:
Удочкой вооруженный
К Сысоле спускаюсь.

Рыбака судьба превратна:
Не успевши взвиться
В воздух,
Падает обратно
Крупная плотвица.

Вот забился ёрш колючий
В котелке глубоком.
Даст ухе навар он лучший.
Следом — язь и окунь.

Мне пора. Зашло светило.
И, видна с пригорка,
До села мне вслед светила
Гаснущая зорька
.


Превра́тна – изменчива.
Свети́ло – солнце.

1. Определи падежи выделенных имён существительных.

2. Сколько звуков обозначает буква?

3. Обрати внимание, как пишутся слова взвиться и плотвица. Почему они являются рифмой?*

Почему являются рифмой слова взвиться и плотвица

Вспомни, какую рыбу поймал герой стихотворения коми поэта Владимира Тимина. Водится ли такая рыба в водоемах твоей родины? Прочитай текст.


Р.Н. Ермолин. Серебро Печоры(1969).

В водах нашего края обитают до 48 видов рыб.

Про сёмгу говорят, что она настоящая «царица» водного мира Республики Коми. Эта рыба – гостья здешних рек. Её родной дом – воды Атлантического и Ледовитого океана. Пройдя через пороги, плывёт сёмга под шум северного ветра и заходит на нерест в реки Печора и Мезень.

Особенно богата рыбным промыслом река Печора. В могучей северной реке обитают сиг, омуль, чир, нельма. Эти виды рыб особо ценятся за вкус!

1. Выдели в тексте имена существительные в винительном падеже.

2. Выбери предлоги, с которыми употребляются имена существительные в винительном падеже.

Прочитай текст.

Пожелание добра


Е.Малых. На рыбалке

Однажды брёл я на исходе дня по истоптанной охотниками тропинке, пролегавшей вдоль речки. С деревьев уже начали опадать листья. На одних они были жёлтые, на других ярко-красные, словно солнце оставило на них свои лучи. Красив лес в эту пору. Вдруг где-то раздались звуки музыки. Я направился туда. На берегу речки сидел рыбак в чёрной шляпе, телогрейке, резиновых сапогах с длинным голенищем, а около него – старенький приёмник. В водоворот заброшены лески, большие красные пробки еле-еле шевелятся на поверхности воды. «Не лягушек ли ловишь под музыку?» – пошутил я. Рыбак повернулся.

Не успел он ответить на мою шутку, как одна из пробок тронулась с места и быстро пошла против течения. «Подсекай!» – крикнул я. И тут же через мою голову на луг шлёпнулась большая рыбина. Взял я её и глазам своим не верю – хариус! Вот тебе и лягушка… «Видал? – сказал парень и опустил шляпу на глаза. Я подал ему рыбину. – Положи в сумку!» Посмотрел я в сумку и удивился: там лежало около десятка хариусов, сильных, красивых. «Хариусы! Значит, они снова появились здесь», – всё ещё радовался я. «Как видите! И вчера я поймал несколько штук». Я вновь вспомнил детств.., как на берегу речки Чов на сенокосе вкусной рыбой угощал мать. Как хорошо, что хариусы остались в этой речушке! Уходя, я сказал доброе слово людям, которые сделали так, чтобы маленькая речка Чов снова стала чистой.

По И.Коданёву

1. Ученик определил падежи имён существительных в предложении. Найди ошибки.*

Солнце (вин.п.) оставило на листьях свои лучи (им.п.). В водоворот (им.п.) заброшены лески (им.п.).

2. Определи падежи выделенных имен существительных в предложениях.

3. Выбери форму слова.

4. Составь слова. Каково их значение?*

5. Как правильно сказать?

Налетел ветерок, и трава (зашевелила, зашевелилась). (Ответ)

Как различить именительный и винительный падежи?
Глаголы группы шевелить
На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные в винительном падеже?
С какими предлогами они употребляются?
Как различить именительный и винительный падежи неодушевленных имён существительных?